Консультация для родителей "Подготовка дошкольников к письму"
Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того, чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее
Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того, чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее.
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мыщц кисти.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
- занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
- игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.) ;
- развитие элементарных навыков самообслуживания.
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
- Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.) ;
- Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;
- Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
- Одевание и раздевание игрушек.
- Развивающие игры для дошкольников.
Игры для развития мелкой моторики
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
Упражнение с пинцетом
В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.
Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Наматывание ниток
Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения