Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нормативное становление речи в онтогенезе

Дата: 22 октября 2019 в 23:05, Обновлено 17 февраля 2020 в 09:45

От рождения до одного года

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы», «кхы»), в 4-5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»).

После 6 месяцев ребенок начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются первые слова.

К концу года формируются основы понимания (до 30-50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами.

К концу первого года жизни ребенок выполняет простые просьбы и понимает объяснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10).

Картинки по запросу "речь ребенка"

От одного года до двух лет

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Формируется способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).

Активный словарь к полутора годам равен примерно 20-30 словам.

После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.

Упрощенные слова («ту-ту», «ав-ав») заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Ребенок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, н), задние небоязычные (г, х). Свистящие з, с, ц, шипящие ш, ж, ч, щ и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

От двух до трех лет

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Дети изолированно произносят гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), воспроизводят звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2—4 слов). Могут повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание, могут ответить на понятный вопрос взрослого, поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). сопровождать речью игровые и бытовые действия, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

От трех до четырех лет

Дети произносят в словах гласные (а, у, и, о, э) и учатся произносить правильно некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к — г; ф— в; т — с — з — ц.

К концу года дети могут по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. Отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами, правильно употребляя их с другими членами предложения.

От четырех до пяти лет

Дети правильно произносят гласные и согласные звуки, в том числе свистящие з, с, ц, шипящие ш, ж, ч, щ, а также сонорные (р, л) звуки к 5 годам.

Дети активно употребляют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и задают их, составляют рассказы по картине. Дети употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимают и употребляют лова-антонимы, осмысливают причинно-следственные связи, рассказывают с детализацией о содержании сюжетной картинки. Активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

От пяти до шести лет

Дети различают на слух и отчетливо произносят сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Дети могут связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,  рассказывать о предмете и о содержании сюжетной картины по плану или образцу, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

К 6 годам дети употребляют сложные предложения разных видов; при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Могут самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

От шести до семи лет

Дети строят сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

К концу года дети могут участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении. Употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Могут пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.