Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 985 человек

Заикание — что это такое?

Дата: 18 марта 2018 в 16:43, Обновлено 17 февраля в 09:44

Заикание — что это такое?

Наверное, не найдется человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося. Все знают, что заикающиеся запи­наются, застревают на отдельных звуках, словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который не­редко меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе го­воря, нарушение речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности.

Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заика­ние возникает в возрасте от двух, максимум до 6—7 лет.

Нет единства во взглядах на причины и сущность заи­кания. Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, родители заикающихся, да и они сами сооб­щают, что запинки возникли у них непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Пугаются дети и других животных, например, коров, коз. Затем — пьяных, драк взрослых, особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и — злых воспитате­лей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и вы­полняют свои угрозы.

Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникно­вении заикания. Но... Вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей путается чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию. Сколько детей на­ходится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного ис­пуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной системы, создающие предрасположен­ность к заиканию.

Для того, чтобы объяснить, что это за особенности, следует разобраться в том, что же такое само заикание.

                 Как выглядит заикание

В настоящее время заикание определяется как нарушение плавности и ритма речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, на­пряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует со­гласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.

У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном отделе. У части детей запинки охва­тывают все эти отделы приблизительно в одинаковой степени.

Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.

Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого-либо звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

Тонические запинки проявляются в длительном напря­жении мышц на каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок на шее. Например, «п...папа». Тонические запинки могут выступать в виде напря­женного протягивания гласных звуков или добавления глас­ных в начале слова, например, «Ааа...ня» или «Ааа...кошка».

Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать и т. п., т. е. у них появляются сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают за­икание еще более тяжелым.

Различным может быть и начало заикания. В одних случа­ях запинки появляются сразу, как гром среди ясного неба. В других — заикание развивается постепенно. Сначала ребенок останавливается, «спотыкается», протягивает гласные, как будто случайно. Ученые еще не полностью проанализировали значение того, как возникает заикание для особенностей и прогноза его лечения. Однако несомненно этот фактор являет­ся важным. Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (за­икание ли это) необходимо обратиться к специалистам.

ПАМЯТКА для родителей

1. Создать дома максимально комфортную обстановку. В присутствии заикающегося ребенка вести себя спокойно, не выказывать беспокойства по поводу особенностей его речи, не обсуждать при нем с кем-либо улучшение или ухудшение в ре­чи. Разговаривать надо тихо, но выразительно, т.е. выделяя важные в смысловом отношении места и выдерживая паузы. Например, «Если ты будешь хорошо себя вести, / мы обяза­тельно пойдем в зоопарк» (жирным шрифтом выделены смыс­ловые акценты, а косая черточка между частями фразы обозна­чает выдержанную паузу).

2. Читать ребенку книги, соблюдая обозначенный выше речевой режим.

3. Предоставлять ему возможность слушать ритмичную, легкую, не возбуждающую музыку, а перед сном красивую ко­лыбельную.

4. Никогда нельзя говорить ребенку: «Ты сказал плохо, повтори еще раз». В том случае, когда затруднения в речи вы­ражены в сильной степени, следует либо отвлечь ребенка от речи, переключив его внимание на что-нибудь другое, либо, догадавшись, что он хочет сказать, постараться сделать это вместе с ним, либо договорить за него, сформулировав свою речь в виде вопроса, например: «Ты хочешь спросить, скоро ли мы пойдем гулять?».

5. Никогда не говорить ребенку: «Вдохни или набери по­больше воздуху и скажи». Эта инструкция провоцирует напря­жение речевых мышц или увеличивает его еще больше. Кроме того, она акцентирует внимание ребенка на акте дыхания, де­лая его осознанным, произвольным, в то время как оно носит сугубо непроизвольный, рефлекторный характер.

6. Нужно внимательно следить за тем, не появляются ли или не усиливаются ли у ребенка в момент речи навязчивые движения (хлопанье рукой по телу, топанье ножкой, хлюпанье носом, причмокивание и т.п.). Если вы их заметили, постарай­тесь применить отвлекающий маневр и найти время и возмож­ность обеспечить ребенку физическую нагрузку, как то: ходьба, бег, плавание, велосипед, лыжи, коньки, ритмическая гимнастика, т.е. такие виды движений, которые обеспечивают равно­мерное и поочередное задействование либо одной, либо дру­гой стороны тела. Обязательно выполнить условие, состоящее в том, что ребенок должен во время физической нагрузки ус­тать в такой степени, чтобы почувствовать мышечное расслаб­ление. Иначе говоря, двигаться до усталости, но не до изнемо­жения.

7. В том случае, если речь резко ухудшилась, постараться занять ребенка теми видами деятельности или игры, которые не требуют речи, т.е. постараться, чтобы он побольше молчал, и одновременно обратиться к специалистам (врачу, психологу, логопеду).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.